postheadericon Проекты 2011



Тема: «Уникальная история о родном крае, легенда»

Название: «Песня над водой»

 

 

 Выполнили: Блудилина Анастасия, Власенко Мария, Дудин Антон, Елатинцев Антон, Имомалиева Нигора, Стнеокая Яна, Шелохваст Алина, 11 класс.Кожемякина Юля, Васильев Максим, 10 класс.

Руководители: Петроченко О.А., учитель информатики, Дудяк Л.Т., учитель географии, технический оператор: Петроченко О.А.

 

г. Тогучин 2011

 

Оглавление:

 

  1. Пояснительная записка к работе
  2. Введение
  3. Методика исследования
  • Результаты исследований и их обсуждение
  1. Выводы
  2. Заключение
  3. Список источников и используемой литературы
  4. Песня над водой. М. Филиппов
  5. Об авторе

 

 Пояснительная записка к работе

 

Участники проекта: Учащиеся 11 класса: Блудилина А., Власенко М., Дудин А., Елатинцев А., Имомалиева Н., Синеокая Я., Шелохваст А.
Руководители проекта:

 

Петроченко Оксана Александровна, учитель информатики

Дудяк Л.Т., учитель географии

Полное наименование ОУ МБОУ Тогучинского района ТСОШ №1
Почтовый адрес ОУ Г. Тогучин НСО, ул. Комсомольская, 23
Название работы Уникальная история о родном крае, легенда.

«Песня над водой»

Краткая аннотация Данная работа была выполнена в программе Pinnacle Studio 12. Использовались такие возможности продукта, как создание видеоролика, наложение аудио — файла в режиме реального времени, создание видео эффектов, анимация фотографий.

Информационный материал  взят из архива школьного музея, предоставленного хранительницей музея, Дудяк Л.Т. Фото Огнева Ф.Д, который является почетным жителем г. Тогучин, пенсионер, член-корр. творческой группы, работающей над созданием книги памяти Тогучинского района. Оцифровка звука – Власенко А., художественный руководитель КДЦ Тогучинского района. Техническая поддержка – капитан полиции Тогучинского РОВД Тонкушен А.

Фильм снят по рассказу М.И. Филиппова; тогучинец, учащийся нашей школы; родился в пос. Инском, Тогучинского р-на.

Методическая рекомендация Данный проект можно использовать на уроках истории, также можно использовать во внеклассной работе при проведении классного часа по теме «Судьбы людей в судьбе района и России».

 

Введение

Для практического обеспечения работы краеведческого объединения в школе имеется накопленный в течение ряда лет материал краеведческого  характера. Следует его систематизировать,  сделать соответствующее описание. В результате он послужит основой для создания музея истории школы, жизнь и развитие которой неразрывно связаны с историей жизни страны, политическими, социально-экономическими изменениями в подходе к обучению и воспитанию детей.

Главная цель: создание в школе эффективной, координационной системы по патриотическому воспитанию учащихся. А так же:

— социализация и воспитание творческой личности средствами материалов музея;

— героико-патриотическое воспитание;

— воспитание чувства гражданского долга в сочетании с личностной ориентацией;

— расширение кругозора.

Задачи:

  1. Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.
  2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.
  3. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  4. Формирование научных и профессиональных интересов.
  5. Интеграция усилий коллектива школы, внешкольных образовательных учреждений, общественных организаций и др. в развитии системы патриотического воспитания учащихся.
  6. Создание условий продолжения работы.

Актуальность:

В последние десятилетия  исторические факты часто подаются с определенной оценкой их причин и значимости, не отражающей объективность. Поэтому учащиеся дезориентированы, а в некоторых случаях и лишены возможности выбора идеала, приоритета  в реалиях жизни. Изучение документов, встречи и беседы с участниками и свидетелями событий дают нам возможность получить  более эмоционально окрашенные сведения об исторических фактах, их накопление, возможность сравнивать, делать обобщения и формировать собственную оценку их. Это укрепляет связь поколений, способствует личностной ориентации молодого человека.

Район исследования находится в бассейне реки Иня, правого притока Оби. Местность отличается особой формой равнины – волнистая; это переходная полоса от плоскости Западно-Сибирской равнины  к  Алтайским горам. Климат континентальный с признаками резкой континентальности. Особенности рельефа и климата отразились на характере растительности: значительные по площади степные участки довольно быстро сменяются лесными массивами с деревьями лиственных и хвойных пород. Довольно густая растительность,  характер течения реки преимущественно равнинный, с длительным периодом ледостава. Болот мало.

До прихода русских,  территория заселялась разными народами, русские, в силу незнания их языка, всех называли татарами. В глухие эти места часто уходили беглые каторжане и другие,  кому надо было уйти от властей. Более определенно шло заселение по столыпинской реформе, позднее – при советской власти.

Методика исследования

Мы изучили накопленный в школьном музее материал из истории родного края, обработанный автором нашей были М. И. Филипповым.

Организовали встречу с краеведом Петровским О. С. и беседовали о топонимике нашей местности.

Обрабатывали  сведения и наблюдения, собранные учащимися во время походов по местам, отраженным в тексте были «Песня над водой».

Собрали богатый фотоматериал.  Провели фотоконкурс в школе по теме «История родного края».

 

Результаты исследований и их обсуждение

  1. Провели изучение документальных,  вещественных свидетельств, рассказов участников и свидетелей событий;
  2. Учились давать им описание, фиксировать содержание;
  3. Устанавливали связь документальных, вещественных свидетельств с конкретными историческими событиями;
  4. Расширили представления  об образе жизни, мыслей и др. людей разных исторических событий, временных периодов;
  5. Установили причинно-следственные связи событий;
  6. Учились давать информацию о своих открытиях;
  7. Подошли к умению давать объективную, компетентную оценку поступков, фактов, событий социального, исторического характера; оценка может стать руководством при принятии ответственных решений, совершению поступков, действий. Стремились к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности общества.

Получили новые интересные сведения об истории родного края.

Проделанная работа послужила развитию интереса к поисковой работе, желанию ее продолжать.

Возможность общения с людьми старшего поколения способствовала появлению уважительного отношения к ним, выработки коммуникативности детей и т.п.

Учитывая, что в каждом классе нашей школы обучается 2-4 человека (17%), прибывших из стран СНГ, взрослые, не наблюдают проявления неприязни со стороны детей, считаем, что работа способствует действенному воспитанию толерантности.

Изучили события, происходящие на территории родного края в различные периоды:

  1. Присоединение Сибири с России – 1690 год
  2. Заселение и освоение Сибири:

Первый этап — XVI-XVII века — время первоначального освоения Сибири

Второй этап – XVII век, когда колонизация  Сибири приобрела принудительный характер.

Третий этап начинался с XIV века. В этот период, в связи с активизацией общественно-политического движения в стране, продолжалось принудительное переселение в Сибирь русского населения.

  1. Заселение и освоение Сибири, взаимоотношения коренных сибирских народов и переселенцев из европейской части страны.

 Выводы

В ходе реализации исследовательской работы сформировали представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

Сформировали уважительное отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями.

Воспитывали и прививали идеи музейной культуры, обучались музейному языку, музейной терминологии.

Формировали научные и профессиональные интересы.

*Прослеживалась интеграция  усилий коллектива школы, внешкольных образовательных учреждений, общественных организаций и др. в развитии системы патриотического воспитания учащихся.

Создали условия продолжения работы.

Заключение

Исходя из вышеупомянутого, мы, участники проектной деятельности в области изучения исторических событий родного края, реализуем свой потенциал на основе сбора материалов о судьбах выпускников школы, оформляем материалы, встречаемся с выпускниками школы, храним, помним и чтим память.

Данный проект можно использовать на уроках истории, также можно использовать во внеклассной работе при проведении классного часа по теме «Судьбы людей в судьбе района и России», «История родного края».

  Список источников и используемой литературы

  1. Нормативно-правовой базой осуществления проектной деятельности по историческим фактам событий родного края является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 г.», утвержденная  постановлением Правительства РФ от 16.02.01 № 122, Постановление главы администрации НСО от 22.12.2003 № 813. Приказ начальника управления образования администрации Тогучинского района от 05.02.2005 № 85.
  2. Песня над водой. М.И. Филиппов
  3. Популярная  компьютерная литература. Самоучитель. Пасько В. Питер, 2007,44

 

 ПЕСНЯ НАД ВОДОЙ

                                                 М. Филиппов

          Интересны, а порою даже причудливы названия наших сел и деревень, Коурак, Изылы, Желтоногино, Канарбуга, Сухострелово, Галань, Мизениха, Койлы… Откуда появились эти слова? Кто их придумал?

Попробуйте раскрыть историю любого из этих слов – целая легенда получится. Вот, скажем, Кайлы. Почему эта деревня получила такое чудное и непонятное для нас название?

Койлинские деды своим внукам такую быль передают.

…Давно это было, еще в конце шестнадцатого столетия. Полчища татар тогда нападали на русские деревни, убивали мужчин и детей, а женщин уводили в татарский полон. Увозили зерно, угоняли скот. Пылали села в огне. Не давали татары нашим людям пахать землю, любить жен и девушек, украшать свои жилища.

И выступали русские люди на борьбу с лютым врагом…

Опытный и умный полководец Тарский воевода Андрей Воейков собрал немалое ополчение. На левом берегу Оби, у речушки Ирмени, напал Воейков со своею   дружиной на лагерь Кучума и разбил войска хана. А бои те шли там, где теперь шумит Обское море и где строится Обская ГЭС. Однако, не всех татар перебили дружинники воеводы. Многие из «кучумовичей» и сам хан вплавь да на ладьях пересекли нашу матушку Обь и укрылись в лесных дебрях на месте теперешнего Новосибирска.

Но не привыкли татары жить в лесах, тем более скрываться. Не такой это был народ! Их всегда тянуло в степные просторы. И стали они готовиться к новой битве против русских. Хотелось им прорваться к сопкам Буготакским, выйти в наши степи Тогучинские.

У самой реки Ини был стан грозного хана. Здесь воины татарские точили мечи, ковали копья, резали баранов и жарили мясо на вертелах. И шум, и грохот от этой работы такой был, что далеко-далеко за Иней русские люди прислушивались и говорили:

— Недоброе татарва затевает. Быть вновь битве великой…

Был в татарском стане один молодой джигит, смелый и красивый воин. Крепко он любил красавицу Казчой, смуглолицую татарочку. Но женщины не могли находиться в стане воинов. Они поодаль следовали за своими мужьями и любимыми во время походов, держались в стороне от станов. И лишь темными ночами тайно встречались. Никто из женщин не смел появиться днем в стане воинов. Это сделала лишь одна Казчой. Узнала она о битве, предстоящей на ночь. И может статься, что этой ночью будет зарублен русской саблей ее милый Зунар. Так захотела она увидеть своего любимого, что не побоялась пойти днем в стан грозного хана.

Долго она ходила  с открытым лицом среди воинов, отыскивая Зунара, и не могла найти его. И никто не решался схватить ее. Такой строгой и красивой она была. Косы ее были темнее ночи, а глаза – ясная вода Ини в тихий солнечный день. Разве такую мог кто обидеть?

Трудно ей было найти своего любимого среди сотен воинов. Но что только не придумает женщина, если она любит и хочет встретиться с любимым? На какую она хитрость не пойдет?

Казчой взошла на холм, у подножия которого татарские воины готовились к бою, встала на вершине холма и запела чудную песню. Она пела для своего Зунара, чтобы он услышал ее и пришел к ней. А она бы поцеловала его и передала бы ему талисман, который по воле самого Аллаха отведет от Зунара русский меч и русскую стрелу.

В то время у татар мало было песен, и Казчой пела о том, что видела вокруг себя, что говорило ей сердце ее. Как жаль, что не дошли до нас слова этой песни. А это, говорят, были хорошие слова. Но еще лучше их пела Казчой.

Как вешний поток, потекла песня с холма и дошла до каждого воина и полонило сердце его своей красотой и силой. Воины уже не точили мечи, не ковали копья, не собирали лошадей в поход. Молот падал на землю топор оставался торчать в полене, лук валялся в траве. Казалось, что песня идет с самого неба, ибо на фоне его лазурном стояла девушка и пела, зазывая своего любимого.

И жестоким воинам, привыкшим с тупым безразличием убивать людей и жечь жилища, захотелось погладить по головке ребенка, приласкать любимую  женщину.

Песня плыла над Иней, и рыбак не замечал, что поплавок давно уже пошел ко дну, гребец не смел взмахнуть веслами, и лодка тихо шла по течению реки. Даже рыба, очарованная песней, не смела играть на воде.

Услышал джигит песню своей любимой и пошел к ней на холм. Но девушка не увидела Зунара: его закрывали холодные, усыпанные осенним золотом березки, что росли по склону холма…

Порою песня затихала, и воины слышали, как за холмом падает в Иню ручей.

А за Иней ту чудную песню слушали русские воины, что стояли заставой у берега реки, и видели они на холме девушку, и любовались ею.

От небывалой тишины, что встала над лагерем, проснулся грозный хан в своем шатре. Ничего он так не боялся, как тишины. Ему уже показалось, что все воины ушли, оставили его одного в шатре своем. Выбежал хан из шатра и увидел, что воины его не готовятся к бою, они слушают песню девушки, что стоит на холме. Страшный гнев обуял грозного хана:

— Как она, негодная, смела появиться в стане моем? Песней своей остановила большую работу…

Схватил хан лук и оттянул тетеву до самого плеча. Полетела стрела на холм, ударила в грудь и пробила сердце Казчой. Но не упала девушка на землю: ее подхватил на руки Зунар.

И когда девушка уже была мертва, над Иней прозвучал ее голос: «Хочет Зунара встретить Казчой…»

Это дальний лес и чистые воды реки вернули людям кусочек песни. А когда песня умерла, над станом и рекой встала страшная тишина, какой, быть может, люди не знали с тех пор, как они стали жить на земле.

Большая тишина всегда предвещает грозу…

И долго молча держал Зунар на руках девушку, и кровь струилась, стекая на землю. А воины смотрели на Зунара и не начинали работу. И жестокий хан уже не смел пускать новую стрелу в джигита. Видно, понял он, безжалостный, что нельзя стрелой убить великую любовь человека к человеку.

И само солнце не захотело глядеть на изверга-хана, на позорное дело его. Оно скрылось за черным лесом… И сразу вспыхнули, зарумянились облака, а Иня стала багровой, словно она наполнилась кровью. И воинам казалось, что это кровь тех людей, которых они сгубили, выполняя волю жестокого хана. Отблески крови падали на руки и лица людей, и людям стыдно было смотреть в глаза друг другу…

Но никуда не уйдет человек от суда совести своей…

Что далее сталось с Зунаром?

Может, он выступил против изверга-хана. А ханом тем, возможно, был сам Кучум. И помогди отважному джигиту в этом деле те татары, которые захотели вместе с русскими людьми мирно жить на нашей земле.

Прогнали они хана и верных ему «кучумовичей» вниз по Оби к нагоям, загнали его в Васюганские болота. Там и нашел себе могилу «надменный солтан Сибири».

Может быть, все оно так и случилось. Но никто этого пока точно не знает.

Одно хорошо известно, что холм тот у Ини, где пела Казчой, в память девушки и ее песни с тех пор Кайлами стали называться. Кой – по-татарски – песня, лы – вода.

Песня над водой…

Об авторе и нашем поиске

          Михаил Иванович Филиппов родился в пос. Инском в 1910 году, учился в Гутовской школе, жил там у своих родственников. В длинные зимние вечера всей семьей любили слушать рассказы старого дедушки. Он многое на своем веку успел повидать и умел интересно рассказывать, особенно, если его внимательно слушали, да спрашивали о прошлом.

Семья Филипповых была большая, шестеро детей у отца и матери: 5 сыновей и дочь. Старшие нянчили, водились с младшими, на долю Михаила достался Степан, на 7 лет младший. Бывало,  летом все уедут в поле, а за маленьким надо присматривать: накормить, забавлять, утешить. А для восьмилетнего мальчишки – это, весьма, невеселое дело. Но… надо, а старшим всем в поле работа была.

Так все дети росли и к началу войны, все стали большими. Четверо их, братьев, ушло на войну, а потом в их дом пришло 4 похоронки: на Григория, Степана, да две на Михаила.

А Михаил-то, к счастью, жив остался. Он был в партизанском отряде «На Запад», выполнял обязанности начальника штаба отряда. О том времени Михаил Иванович потом написал в своей книге «Партизанские были» и «Следы остаются».

Работая учителем русского языка и литературы, он писал о людях города и района, о становлении и развитии хозяйств, истории Родного края. Любил встречи с людьми разных профессий и возраста.

Знакомясь с материалами музея нашей школы (из архива М. И. Филиппова), старшеклассники обратили особое внимание на рассказы с названием «Бугры», «Калягино», «Большееловское золото», «Песня над водой» (или «Песня живет»). Так зародилась идея узнать, как и откуда произошло название Койлы.  А когда узнали, то появилось искреннее желание поделиться и рассказать об этом другим. Настоящая легенда записана Михаилом Ивановичем.

До сих пор в Мошковском районе «живет» село Койлы с середины XVII века (по архивным данным). О людях того села рассказывала Анищенко Екатерина Никифоровна (с. Янченково).

Ребята неоднократно выезжали в окрестности, наблюдали и фотографировали картины природы, учились вести беседу с новыми людьми, пользовались дополнительной литературой, обобщали и обрабатывали собранный материал. Узнали много нового, сдружились, получили большое моральное удовлетворение. Пусть результат будет интересным и полезным для наших сверстников и  старших.

ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

 

Проект — Сценарий

Сопровождение