postheadericon Проекты 2013

Тезисы к интегрированному уроку «Информатика – математика», 10 класс.  Профильный уровень по курсу «Технология».

 Информатика сегодня – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Вследствие этого роль информатики и информационных технологий в школе становится определяющей.
Перед педагогами, в том числе, учителями информатики встает вопрос: как сделать учебный процесс для учащихся творчески насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным?

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет  учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, цветом, звуковыми эффектами. Это  способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Компьютер  также помогает провести вычислительный или графический эксперимент с математической моделью, способствует визуализации абстракций и динамизации математических объектов, воспитанию базовых способностей и умений, систематизации математической теории, расширению математической практики, пробуждению первичного интереса.

При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

Такие уроки привлекательны, современны, позволяют учащимся не только показать свои знания по предмету, а также возможность проявить свои творческие способности.
В курсе алгебры 7-9 классов учащиеся изучают элементарные функции и отдельные преобразования их графиков.

В 10 классе отдельным блоком изучаются тригонометрические функции. Заключительный урок – урок обобщения по теме  «Преобразования графиков тригонометрических функций» можно провести интегрировано  с уроком информатики в контексте темы «Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков».

Цели:

  • Обобщить навыки построения и преобразования графиков элементарных функций
  • С помощью ИКТ показать процесс построения диаграмм и графиков
  • Привить интерес через реализацию межпредметных связей.
  • Развить творческие способности учеников и отработать умения и навыки работы с алгебраическими понятиями; работа в табличном редакторе MS Excel
  • Создать наглядные пособия решения алгебраических задач.

Вниманию детей предлагаю изображение, например, кораблика.

Разбивая его по элементам, каждый из которых является либо графиком функции, либо графиком уравнения, мы рассмотрим различные преобразования.

I Элемент

Условно назовем его «Волны». Графиком функции является синусоида.

II Элемент.

Условно назовем его «Дно».

Учитель: График какой функции мы видим?

Дети: (Параболу – график квадратичной функции).

Учитель: С помощью каких преобразований получен данный график?

Дети: (Сжатие к оси Х и сдвиг вдоль  оси Y).

Учитель: Так как ветви построенной параболы не ограничены, а нам надо получить определенную область («ДНО»), мы оставим лишь часть изображения графика функции. Этого мы добиваемся путем задания области определения – (-5;5). Коэффициент ½ дает сжатие по оси Y. Получили «Дно».

Аналогично рассматриваем построение и преобразование остальных элементов нашего «Кораблика».

III Элемент – «Палуба».

Учитель: Какой формулой можно задать функцию, график которой изображает «Палубу»?

Дети: Y= a. Прямая, параллельная оси Х, она является графиком линейной функции. В данном случае а=1,14.

IV Элемент – «Мачта».

Учитель: Какая формула задает уравнение линии «Мачты»?

Дети: х=а. прямая, параллельная оси Y. В нашем случае х= 0,4. «Мачта» не является графиком функции, поэтому ее выстраиваем «вручную».

V Элемент – «Парус».

Гипербола – обратная пропорциональность. При построении гиперболы мы получаем 2 ветви. Нам нужна одна. Как мы можем ее получить?

Дети: Заданием области определения.

Учитель: С помощью каких преобразований получен данный график?

Дети: Сдвиг (сжатие, растяжение).

 Основная формула, которой мы пользуемся: синусоида

 Y= t * sin k (x + a) + b

 = $E $2*SIN($E $3* A2 +$E $4)+$E $5

= $F $2 *SIN($F $3* A2 + $F $4) + $F $5

= $G $2*SIN($G $3 * A2 + $G $4) + $G $5

= $H $2*SIN($H $3 * A2 + $H $4) + $H $5

= $I $2 * SIN($I $3 * A2 + $I $4) + $I $5

 

A B C D E F G H I
1 X Y T 1 2 2 2 2
2 K 1 1 2 0.5 2
3 A 0 0 0 0 2
4 B 0 0 0 2 2